Особенности питания школьников.
Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с ростом организма и жизнедеятельностью детей.
Организация питания младших школьников имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- Происходит интенсивный рост всего организма,
- Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы,
- На фоне интенсивного физического роста повышаются нагрузка на психоэмоциональную сферу.4
- Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией ребенка.
Правильная организация питания младшего школьника может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в период обучения в начальном звене. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе.
Какая же пища нужна учащемуся?
Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма, т.е белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должна быть в рационе в достаточном количестве и в определенных соотношениях так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушению в развитие организма.
Важен в рационе белок в данном случае важно сбалансированное питание т.к. недостаток белка приводит к отставанию роста, снижению сопротивляемости и болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. Ещё учеными установлено, что в суточном рационе учащегося 8 лет получает 75 г белка, то для нормального усвоения пищи он должен получить 75 г жира и 300-375 г углеводов.
Белок лучше усваивается с овощами, важны жиры т.к. они являются источником энергии, но пища не должна быть жирной, т.к. избыток ведет к нарушению обмена, а недостаток вредно отражается на здоровье ребенка, ценность жира определяется в нем витаминами.
Углеводы - тоже главный источник энергии организма, минеральные соли необходимы растущему организму. При правильно организованном питании школьника потребность в минеральных солях покрывается полностью, поэтому нет необходимости, давать их в виде препаратов.
В МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» питание обучающихся организовано в соответствии с цикличным меню, согласованным с начальником территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ХМАО-Югре в г. Нижневартовске, в Нижневартовском районе и г. Мегионе.
В цикличное меню наших обучающихся включены разнообразные продукты животного и растительного происхождения, овощи и фрукты.
Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как и белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах, повышает выносливость и устойчивости организма. Недостаток витаминов вызывает раздражение, утомление, снижение работоспособности, аппетита и.т.д. Наши дети получают в осенние и зимние время растительные продукты богатые витаминами, а технология приготовления этих продуктов позволяет предохранять в продуктах разрушения витамин.
Режим питания – это соблюдение определенных интервалов между приёмами пищи имеет немаловажное значение, ибо питание тоже подчиняется законам ритмической деятельности организма человека.
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени младший школьник проводит в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.